История этой акции началась 25 мая 2019 года, когда Всемирная ассамблея здравоохранения в рамках 72-й сессии приняла резолюцию WHA72.6 «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов» и объявила 17 сентября Всемирным днём безопасности пациентов.
Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, ВОЗ в основу проведения Всемирного дня безопасности пациентов заложила основополагающий принцип медицины — прежде всего, не навреди.
Цель Всемирного дня безопасности пациента — повышение глобальной осведомлённости о безопасности пациентов и поощрение международной солидарности в действиях, направленных на повышение безопасности пациентов и снижение вреда для пациентов во всём мире, как профессионального сообщества, так и самих пациентов, их родственников, различных организаций, представляющих интересы пациентов.
Нежелательные события могут возникнуть в результате любых медицинских вмешательств даже при и их правильном выполнении (вне зависимости от того, имеют ли они диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность).
Для повышения безопасности пациентов необходимы комплексные решения в рамках системы здравоохранения — широкий спектр мероприятий по улучшению организации деятельности, в том числе инфекционный контроль, безопасное применение лекарственных средств и медицинских изделий, безопасную клиническую практику и безопасные условия для оказания помощи.
Выражаем уверенность, что Всемирный день безопасности пациентов привлечёт внимание общественности к вопросам обеспечения безопасности, стимулирует совместную работу всех заинтересованных сторон и послужит основой для разработки и внедрению программ по улучшению безопасности и качества медицинской помощи граждан в Российской Федерации.
Проведение акции в 2020 году
В 2020 году пандемия коронавируса оказывает беспрецедентное давление на системы здравоохранения во всём мире.
Для предоставления безопасной медицинской помощи пациентам крайне важно наличие компетентного, квалифицированного, заинтересованного медицинского персонала, и создание условий для вовлечения пациентов в процесс лечения.
Имеется необходимость формирования культуры безопасности пациентов, в рамках которой пациенты рассматриваются как партнёры, поощряется сообщение об ошибках и извлечение из них уроков, при этом акцент не ставится на наказании виновных.
В условиях пандемии безусловную значимость при организации медицинской помощи приобретает безопасность самих медицинских работников — залог стабильной и результативной работы медицинских организаций, функционирующих на пределе возможностей.
Приоритетом становится своевременная подготовка и обучение медицинских работников и руководителей медицинских организаций внедрению эффективных систем управления качеством и профилактики рисков при осуществлении медицинской деятельности, вопросам инфекционной безопасности и методам доказательной медицины.
Информация о проведении Всемирного дня безопасности пациентов размещена на сайте Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный институт качества» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора).
Видеообращение руководителя Росздравнадзора Аллы Самойловой